Безжалостность и жестокость

Несколько дней назад прочитал в интернете определения «безжалостности» и «жестокости» с точки зрения «Учения Дона Хуана», с которыми был совершенно не согласен. В действительности это было определение самого автора. И тогда решил написать свою версию этих понятий и тех психологических механизмов, которые стоят за ними.

Если говорить совсем просто:
Жестокость – наличие жестокости;
Безжалостность – отсутствие жалости.

Как бы примитивно эти определения ни звучали, именно в этом значении они используются у Кастанеды. Так же понятия эти взаимоисключающие, что я и хочу показать ниже.

Жалость

Механизм жалости очень прост и основан на процессе «проекции»: человек видит объект жалости, идентифицируется с ним (ставит себя на его месте) и жалеет себя в его лице. Человек жалеет себя больного, слабого, обездоленного… но не другого человека.

Не важно, что в действительности чувствует объект жалости. Например, люди часто испытывают жалость к инвалидам, просто по факту их инвалидности. Хотя этот самый инвалид может по-другому относиться к своему «недугу» и быть самым счастливым человеком на Земле. Погуглите Ника Вуйчича.

Таким образом, жалеющий человек не находится в контакте с другим, а общается лишь со своей проекцией. Именно поэтому ни о каком «сочувствии» (совместному переживанию чувств) и «сострадании» (совместном страдании) нельзя говорить – поскольку полностью отсутствует элемент совместности. Сочувствие и сострадание – это признаки того, что в психологии называется «эмпатия».

Жестокость и жалость

Жестокость – агрессия, направленная на причинение вреда другому. Она происходит в ситуации, когда для этого нет внешней необходимости, а причинение вреда – является самоцелью.

Другими словами агрессия сама по себе ещё не означает жестокости и в большом числе ситуаций может быть весьма уместна. В ситуации внешней необходимости агрессия адекватна: на меня нападают, я проявляю агрессию и защищаю себя. Адекватна так же агрессия, связанная с целью: руководителю нужно мотивировать нерадивых подчинённых для достижения рабочих задач и он проявляет свою агрессию – криком побуждает их к работе.

В обоих случаях есть реальные внешние стимулы и задачи, провоцирующие появление агрессии. И как только их влияние заканчивается или становится не актуальным – проявление агрессии заканчивается.

Однако это не касается жестокости. Не имея внешней мотивации, жестокость имеет внутреннюю и рождается из «уязвлённых чувств», которые побуждают человека к причинении вреда другим (или самому себе).

Жестокость так же виртуальна, как и жалость. Жестокий человек не находится в контакте с реальностью и уничтожая другого лишь реализует свои внутренние процессы, которые к этому другому имеют очень мало отношения. По сути жестокий человек стремиться уничтожить не другого, а некий образ, которым его наделил.

Жестокость и жалость, как вы уже могли заметить, понятия связанные. И я буду утверждать, что жестокость без жалости не существует. Ведь для того, чтобы оказаться уязвлённым, нужно быть готовым жалеть себя. А из этой жалости к себе рождается стремление причинить вред другому.

Безжалостность

Безжалостность и жестокость – не совместимы. Если вы не жалеете себя – вас невозможно уязвить. И у вас просто не может возникнуть тот избыточный потенциал обиженности и оскорблённости, необходимый для появления жестокости.

К тому же выводу вы легко сможете прийти, если вспомните описание Кастанедой своих переживаний в состоянии сознания, именуемое «Место без жалости». Или вспомнив свой опыт медитативных состояний, связанных со специфической отрешённостью.

Отсюда же ещё один на первый взгляд парадоксальный вывод. Настоящая эмпатия, искреннее сопереживание и сочувствие возможны только в безжалостном состоянии. Поскольку эти состояния связаны с необходимостью выхода за свои границы, бытием с другим человеком, переживанием его чувств – что при наличие жалости к себе сделать невозможно.

Примеры

Я хорошо понимаю процессы, происходящие во время психологической консультации и убеждён, что нет терапевтических ситуаций, в которых жестокость со стороны консультанта была бы уместной. Как неуместной является и жалость.

Для демонстрации этого и для пояснения написанного выше я приведу пару примеров.

Пример 1.
Клиент договаривается с психологом о дате, времени и месте встречи. Однако на встречу опаздывает или просто не приходит.

Сценарий жалости и жестокости.
Если психолог оказывается уязвлённым таким поведением клиента, то в дальнейшем взаимодействии, вследствие процесса жалости к себе, он теряет возможность быть в контакте. И вряд ли избежит стремления отомстить клиенту, которое может быть и не осознанным.

Сценарий безжалостности.
Не будучи захваченный жалостью к себе, психолог получает возможность трезво оценить своё отношение к опозданию клиента и ситуацию. Если необходимо, то психолог вводит дополнительные безжалостные правила (например, оплата опозданий или пропусков), которые уравновешивают ситуацию – исключают мщение психолога и жалость к себе. И способствуют эффективной работе.

Пример 2.
Клиент рассказывает о болезненных и неприятных воспоминаниях своего прошлого.

Сценарий жалости и жестокости.
Если психолог начинает жалеть клиента – терапевтический процесс останавливается. Поскольку психолог будет автоматически, как минимум, стараться уйти от болезненных тем и в дальнейшем их не касаться. Как максимум утверждать клиента в его бессилии – в позиции жертвы, не способной ни на что влиять.

Сценарий безжалостности.
Свободный от жалости психолог получает возможность быть с клиентом в его переживаниях, поддерживать его мужество встречаться с неприятным, его силу творца своей жизни. Безжалостность в такой ситуации – это большое уважение и внимание к человеку, а не к его проблемам.

Лесман А.Ю.
Дата: 10.09.2013

Другие статьи

This entry was posted in Моё, Психология.

5 комментариев: Безжалостность и жестокость

  1. Vet говорит:

    Хирург, проводящий операцию.Безжалостность?А может безразличие?Тот же хирург,но получающий удовольствие от боли оперируемого(золотая мечта Чекотило и испанской инквизиции)-жестокость?Механизм защиты-диссоциация?(это не я-а злой я держит скальпель,как в глубоком детстве,года в 2).А  может обесценивание-ну подумаешь,какой то кусок мяса!Отрицание?-да не сдохнет этот червь,я же лучший спец,не первый раз чикаю!Жестокость.Если бабки до операции не все занесёте-живые будут завидывать мёртвым! Или жадность нарсиссическая,от патологии воспитания в детстве?По- моему жестокость и безжалостность-просто пустые слова.Для каждого они имеют сугубо личное значение и у всех вызывают разные ассоциации.Ну,хорошо,наверное юристы или философы точно знают что такое безжалостность и жестокость,да только вопрос-а какой период истории возьмём?Какую точку на глобусе-это очень важно.Когда в Спарте кидали неполноценных с обрыва-это жестокость?А может жалость к их будущему ,беспросветному и никчемному?Я уверен-они думали не так ,как современные гуманисты.Мне кажется по двуличности и лицемерию наш век ничем не отличается от предыдущих.По-мне,лучше уметь определять степень жестокости и безжалостности у другого,а желательно и у себя тоже.Происхождение этих явлений?Боюсь даже подключив  все доступные направления психологии-хрен определишь сразу,то ли это наследственно-гормональное,то ли его трактор в детстве переехал.И как и в какой клубок сплелись защиты и патологии,какой камуфляж одели  и под какие эмоции и как изменяются во времени.

    • Артём Лесман говорит:

      Для каждого они имеют сугубо личное значение и у всех вызывают разные ассоциации.

      Совершенно верно. Именно по этому в начале статьи я указал, что буду говорить о своёй версии этих понятий. И видится мне, что из этой версии можно извлеч зёрна практической ценности.

      Какое отношение ваш комментарий имеет к начальном тексту — для меня остаётся зададкой. Как и то, что вы хотели сказать.

  2. Антон говорит:

    Огромная благодарность за статью, она закрыла много вопросов и несостыковок в моем понимании

  3. Ольга говорит:

    Спасибо, Вам, Артем, за замечательную статью. Долгое время не могла объяснить окружающим, в чем разница. Меня многие считают безжалостной и жестокой, потому, что искренне считаю, что, если человек достоин жалости, ему нужно помочь, а если он просит о жалости — добить, чтоб не мучился. Пожалеть нужно ребенка, который упал и ударился, а не взрослую тетку, которая жалуется, что ее бросил муж…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>