Контейнирование и Мировые конфликты

Давно хотел написать этот текст и сейчас, когда выложил 17-ю и 18-ю истории в сборник «сказки о психотерапии», появился хороший контекст, на который можно ссылаться. Я хочу поделиться своими актуальными мыслями о конфликтах (внутренних и внешних) с опорой на идеи основателя процессуальной психотерапии Арнольда Минделла и представителя британской школы психоанализа Уилфреда Биона.

Контейнирование по Биону

Термины «контейнер», «экзистенциальный контейнер», «контейнирование» весьма часто употребляются практикующими психологами. По моим наблюдениям, под ними подразумевается прежде всего способность сдерживать и выдерживать сильные чувства и переживания. Так, например, часто психологи говорят о важности «увеличения контейнера» (в который, очевидно, может больше поместиться) и я почти не слышал фраз о развитии «способности контейнирования».

Способность вмещать – является важной составной частью контейнирования, но без всего остального приводит лишь к подавлению чувств, соматизации, неконтролируемым аффективным взрывам или пассивной агрессии и сильно ухудшает качество жизни.

Термин «контейнирование» был введён британским психоаналитиком Уилфредом Бионом. Попробую упрощённо передать его идеи (для полноценного понимания необходимо читать первоисточник). В своих работах он использует термины: контейнирование, альфа- и бета-элементы, альфа-функция и т.д.

Как настоящий психоаналитик, Бион процесс контейнирования изначально описывает на ранних отношениях младенца и матери:

Если мать хочет понять, в чем нуждается ее младенец, то ей не стоит ограничивать себя пониманием его крика, лишь как требования простого присутствия. С точки зрения ребенка, она призвана взять его на руки, и принять тот страх, который есть у него внутри, а именно, страх умереть. Это тот страх, который младенец не может держать внутри себя. Он пытается отщепить его вместе с той частью личности, в которой тот находится, и спроецировать на мать.

Для младенца многие чувства и переживания, с которыми он сталкивается, являются непереносимыми, так называемые бета-элементы. От них он избавляется, проецируя их в мать, чтобы она сделала их приемлемыми, переносимыми, воспринимаемыми – альфа-элементами. Таким образом, ребёнок использует психику матери в качестве «органа для переваривания непереносимых переживаний», который Бион называет альфа-функцией.

Важно, что бета-элементы не могут быть интегрированы в психику человека и, прежде чем такая возможность появится, они должны быть с помощью альфа-функции (своей или другого человека) трансформированы в альфа-элементы. Другими словами, с бета-элементами мало что можно сделать: их можно либо отторгать, либо подавлять (псевдо контейнирование), либо контейнировать. Альфа-элементы же, являются ассимилированной частью нашего жизненного опыта и могут использоваться психикой разнообразными способами.

В идеале мама младенца имеет развитую альфа-функцию, с помощью которой активно трансформирует непереносимые переживания ребёнка в удобоваримую форму и возвращает ему. Кроме того, что ребёнок опосредованно получает с помощью такого процесса альфа-элементы, он ещё и развивает собственную способность к контейнированию.

При описании процесса контейнирования Бион не ограничивался только лишь отношениями матери и ребёнка, но и распространял свою концепцию на взаимодействие взрослых людей и особенно на ситуацию психоанализа:

Когда пациент пытался избавиться от тревог аннигиляции, которые ощущались чрезмерно деструктивными, чтобы удерживать их в себе, он отделял их от себя и вкладывал в меня, связывая их, и надеясь, что, если они пробудут внутри моей личности достаточно долго, они настолько модифицируются, что он будет способен повторно интроецировать их без всякой опасности.

Я же хочу ещё больше расширить идею Биона и распространить её на работу с Мировыми конфликтами.

Контейнирование на примере Арнольда Минделла

Здесь как раз и пригодятся истории Минделла. Семнадцатая история поднимает вопрос о взаимосвязи Мировых процессов и процессов в небольших группах и отдельных личностях. Восемнадцатая история демонстрирует пример использования внутренней работы с внешними конфликтами.

Если присмотреться внимательней к тому, что описывает Минделл в восемнадцатой истории, то можно увидеть явное сходство с тем, как Бион описывал процесс контейнирования. Проявление отторгаемых бета-элиментов можно встретить в таких фразах, как:

  • «не в силах больше сдерживаться, я решительно обратился к женщине»
  • «я потерял голову и пришел в ярость»
  • «я набросился на начальника за их сегрегационную политику»
  • «я был так разъярен, что решил больше никогда не пользоваться самолетами этой компании»
  • «я не смог сдержать себя даже тогда, когда самолет стал взлетать»
  • «в меня вселился бес»
  • и т.д.

А то, как Арнольд Минделл описывает свою внутреннюю работу, очень похоже на проявление альфа-функции:

Тут же я углубился в себя и стал внутренне анализировать проблему сегрегации и дискриминации в целом. Я погрузился во внутренний космос, размышляя над своими собственными убеждениями, предрассудками, подавлением своих чувств и тем, что стал жертвой. Я понял, как часто мне пришлось сдерживать себя и понял, что не позволял себе действовать именно так, как мне действительно хотелось бы.

Другими словами, он принял внутрь своей психики тот сегрегационный конфликт, что существовал во внешнем «поле» и стал с ним работать, контейнировать его. Результатом такой работы стали разительные изменения как в самом Арнольде, так и в окружающей действительности.

Мировой семинар

В своих работах Минделл подчёркивает идею того, что мы живём в большом мире, где все составляющие элементы неразрывно связаны друг с другом. Мы постоянно находимся под влиянием большого числа внешних сил. При этом осознав это воздействие, проанализировав его, мы получаем возможность оказывать ограниченное ответное влияние на окружающую нас действительность.

Мы слишком бес­сознательно позволяем планетарным силам тянуть и толкать нас. Лишь изредка мы внутренне осознаем влияние этих сил и возможность работать с ними или против них. Так как само человечество балансирует на краю пропасти, можно задать себе вопрос: вдохновит ли нас эта мировая «гравитация» на то, чтобы мы заметили ее и не упали, а смогли удержаться? Мне кажется, что каждый из нас отвечает за то, чтобы за­метить, как различные материальные и физические силы влияют на наши внутренние переживания и окружающий нас мир и сознательно отреагировать на них. Только тогда мы сможем полноценно участвовать в истории и способство­вать изменению эпохи, в которой живем.

Арнольд Минделл видит нашу планету, как место глобального Мирового семинара, где люди выступают в роли его участников. И задача каждого – активная позиция в этом процессе: «где всем не терпится принять участие в его работе и работать в одиночку или вместе с другими». А для того, чтобы это произошло нам нужно брать ответственность за себя, свои чувства и переживания, учиться контейнировать – перерабатывать свой жизненный опыт. Что естественным образом помогает и в решении глобальных конфликтов: будучи неразрывно связанными с множеством различных систем, контейнируя свои переживания, мы автоматически помогаем и системам, в которые включены.

Контейнирование является необходимой составляющей в действительном разрешении Мировых конфликтов. Без этой способности всё, что мы можем дать другим – это неконтролируемый поток отторгаемых бета-элементов, часто выражаемых в виде обиды, ненависти, насилия, жестокости и убийства… И особенно актуальна развитая альфа-функция для тех, кто с оружием в руках выполняет миротворческие миссии – ведь в противном случае они лишь усиливают конфликт.

Сейчас Мир во многом движим влиянием бета-элементов, которые люди активно отторгая, помещают в других. Следствием этого становятся непрекращающиеся повсеместные конфликты, начиная со сложных взаимоотношений в небольших группах и заканчивая войнами и геноцидом целых наций. А с учётом тех разрушительных способностей, что приобрело человечество в последние годы, ситуация становится как никогда угрожающей. Поэтому потребность в «людях мира» сейчас весьма высока. Тех людях, которые обладали бы развитой альфа-функцией и могли бы выступать контейнером для Мировых конфликтов. И часть этой работы могут взять на себя (и делают это) психологи, которые в силу своей профессии просто обязаны развивать свои способности к контейнированию.

Как развивать способность контейнирования

Похоже, что способность контейнировать во многом зависит от степени разрешённости внутренних конфликтов. Соответственно, чем больше в психике человека внутренней несогласованности и противоречий – тем хуже работает его альфа-функция. Получается замкнутый круг: для разрешения внутренних конфликтов необходима альфа-функция, но она оказывается плохо развитой именно из-за этих противоречий.

Выходом из этого замкнутого круга может стать работа с психологом. Многие мои коллеги полагают, что лучшим способом развития контейнирования является личная терапия. Она часто способствует большему принятию себя и окружающей действительности, помогает разрешению внутренних конфликтов. А во взаимодействии с терапевтом, обладающим хорошей альфа-функцией, клиент и сам доращивает эту способность в себе.

Однако, личная терапия не является ни единственным методом, ни панацеей. Далеко не все терапевты обладают хорошим контейнером, и даже самые продвинутые из нас не располагают абсолютной альфа-функцией (18-ая история с Минделлом это отлично демонстрирует). С другой стороны, клиенты могут становиться зависимыми от своих терапевтов и вместо того, чтобы развивать способность к контейнированию для переработки своих переживаний, бесконечно используют альфа-функцию психолога.

В идеале развитие способности контейнирования начинается в раннем детстве, может продолжаться в психотерапии, но ею не должно ограничиваться. Самостоятельная работа здесь, похоже, играет решающее значение и независимо от того, насколько развита альфа-функция человека, важно использовать её для внутренних изменений.

Способность контейнировать тесно связана с такими качествами человека, как внимательность, самообладание, восторг, сострадание, непосредственность, юмор, отрешённость… Всем тем, что составляет глубинную суть процессуальной психотерапии и в ней именуется «метанавыками». В связи с этим в завершении этого текста я хочу поделиться фрагментом книги Минделлов «Вскачь задом наперёд», посвящённым обучению процессуальной работе.

Кто способен заниматься процессуальной работой? Должны ли вы обучаться медитации, работе с телом, психиатрии, работе со сновидениями, групповой работе, работе с взаимоотношениями и движением, шаманизму, целительству, работе с умирающими и духовному развитию? Думаем, что нет.

Конечно, отчасти процессуальная работа представляет собой набор техник, которым можно обучить, однако она в основном поддерживает установки на концентрацию и осознавание. Если вы обладаете этим, то автоматически производите инструментарий, требуемый в данной ситуации, и можете превратить кризис в праздник. Однако использование этих подходов всегда будет обусловлено вашим индивидуальным развитием; их нельзя просто заучить.

Мы довольно смутно представляем себе, как научить этому развитию. Как вы вырастаете до той точки, где сохраняете равновесие даже в гуще сражений или где вы даже сами ищете вызова? Как мы развиваем отрешенность и сострадание? Кажется, все, даже смерть, указывает нам на необходимость этих установок, но кто может держать их в течение хотя бы нескольких мгновений? Некоторые учителя направляют нас в этих чувствах и умениях через их моделирование. Многие терапевты обучают самообладанию, внимательности, состраданию и восторженности в ходе работы над самыми тяжелыми проблемами клиента. Лучшие наставники понимают, что они могут лишь указать путь; остальное делает обучающийся.

Большинство учеников могут, а может, и должны читать литературу о древних и современных мистических школах, изучать дзэн, буддизм, даосизм, шаманизм и боевые искусства. Но, честно говоря, мы считаем, что лучшими учителями являются те немыслимые вызовы, которые бросает нам жизнь.

Чтобы научиться отрешенности, вы должны делать то, что обычно делаете! Как можно чаще сражайтесь с жизнью. Пытайтесь контролировать ее, толкать реку вперед, быть насколько возможно “плохим”, эгоистичным, тщеславным и крутым. Сражайся с судьбой! УПОРСТВУЙ ВО ВСЕМ! По крайней мере, пока вещь сама не вырвется от тебя. Это и есть процессуально ориентированное обучение; принимать и проходить через каждую фазу, которая появляется на горизонте, достигать своей цели, даже не поняв, как ты оказался в нужном месте.

Может быть, вы не можете обучиться “новой” работе, кроме как через осознавание — но это только на мгновение. Однако замечайте, как вы снова все забываете, как вы пытаетесь это понять и не можете, как вы хотите стать мудрым и толковать, как вы хотите измениться и освоить мир. И наконец, а лучше сказать, еще раз, когда все остальное не сработает, поймите, что сама жизнь обучает процессуально-ориентированному мышлению, отбрасывая все другие изношенные методы выживания. В конце концов, кто готов измениться, пока он не придет в полное изнеможение? Только когда мы подходим к концу прямой, некоторые из нас, на некоторое время, готовы будут открыться и оседлать коня задом наперед.

И в этот исключительный, пусть даже и временный момент нечто вроде благоговейного покоя восстает из круговерти жизни, даже если вокруг бушует шторм. И мы помним, что это место покоя, затерянное в гуще индивидуальных и социальных перемен, было там всегда и ждало, чтобы мы в него вошли.


Другие статьи

This entry was posted in Не моё, Психология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>