Потом – это сейчас

Эта заметка написана несколько лет назад. Её бессмысленно читать налету. Для её понимания необходимо остановиться, задумать, вникнуть в написанное. Иногда следует по нескольку раз перечитывать написанное. Так, например, пришлось поступить мне, когда недавно перечитывал этот текст. Несмотря на то, что написал его я.

***

Интересная мысль встретилась мне во время прочтения Хагакурэ:

Одному молодому господину однажды сказали, что «прямо сейчас» — это «потом», а «потом» — это «прямо сейчас».

Человек попадает впросак, если будет думать, что это две разные вещи. Например, если бы человека позвали к господину, чтобы он сразу же что-то объяснил, он бы, скорее всего, впал в замешательство. Это доказательство того, что он понимает эти две вещи как разные. Если, однако, человек считает, что «сейчас» и «потом» — одно и то же, хотя он никогда не будет советником своего господина, всё же он является слугой, и, чтобы быть способным дать ясный и чёткий ответ, пусть даже в присутствии своего господина, старших или даже сёгуна в замке Эдо, следует в этом попрактиковаться в углу своей спальни.

Так и во всём. Поэтому надо заранее всё продумывать. Этот принцип одинаков как для воинской подготовки, так и для служебных дел. Когда человек использует такой подход, откуда возьмутся повседневная небрежность и отсутствие решимости?

Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ (Сокрытое в листве)»

И вот ещё:

Следует ежедневно размышлять над словами: «потом – это сейчас», и пытаться сделать так, чтобы они отпечатались в сознании. Вызывает удивление, что бывают люди, которым удаётся прожить жизнь, проявляя небрежность в делах. Но такие люди редки. Поэтому Путь самурая лежит через каждодневное переживание смерти. Он должен размышлять о том, в каком месте может подстерегать его смерть, представлять, какая смерть наиболее достойна, укреплять в себе мысль о неизбежности смерти. Хотя это может оказаться труднее всего, но, если человек искренне возжелает этого, у него всё получится. Нет ничего, с чем бы не мог справиться человек, даже среди вещей, которые кажутся невозможными.

Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ (Сокрытое в листве)»

Если подумать, то это очень практическое утверждение («потом – это сейчас»). Если человек усвоит его полноценно, то это не только позволит ему действовать эффективно в данный момент времени, так как  «потом – это сейчас» исключает возможность откладывать дела на потом, но и даст возможность осознавать себя уже мёртвым, что уже само по себе является очень выгодным состоянием сознания.

Не знаю насколько можно точно утверждать (можно ли вообще это делать) с точки зрения науки то, что потом и сейчас – это суть одно и тоже. Это вопрос веры. Но, то, что это вера очень эффективна в плане мотивации к действию, для меня не представляет ни каких сомнений.

Однако, то, что «прямо сейчас» является «потом», а «потом» — это «прямо сейчас», ещё не значит, что «прямо сейчас» может наступить когда-то «потом». Эта мысль и кажется запутанной, но всё же имеет важный смысл! «Потом» и «сейчас», как «отдельные» категории существуют только в настоящем, именно в том единственном мгновении, в котором мы живём.

Поскольку нет ничего за пределами настоящего мгновения, то и «потом» нет в будущем. В подтверждении этой мысли приведу цитату из того же источника:

Пишут, что священник Сюнгаку1 говорил такие слова: «Уже тем, что человек отказывается отступить, он приобретает силу двух человек». Это интересно. Если ты не выполнил какое-то дело сразу, не сходя с места, оно так и останется незавершённым до конца твоей жизни. Если силы одного человека недостаточно для того, чтобы выполнить дело, он выполняет его, удвоив свои усилия. Если он отложит его на потом, он всю жизнь будет относиться к своим обязанностям спустя рукава.

«Быстро топни ногой и пройди сквозь железную стену», — это ещё одна интересная фраза. Устремлённость человека к своей цели проявляется как раз в этом. В связи с этим Хидэёси2 можно считать единственным человеком со времён возникновения Японии, который крепко ухватился за шанс, выпадающий раз в жизни.

Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ (Сокрытое в листве)»

Всё это выглядит очень запутано, и пожалуй понимание этого не для разума, а, как говорили на Востоке, «для сердца».

Примечание:
1. Сюнгаку – верховный священник Мандзудзи и Тайтёин. Когда в 1687 году его арестовали по подозрению в христианстве, Цунэтомо был одним из его охранников.
2. Тоётоми Хидэёси (1536-1598) — великий полководец и политик. Родился в провинции Овари, в семье асигару по имени Киносита Яэмон. Прославился тем, что сделал головокружительную карьеру. Хидэёси не убивал соперников, как Нобунага, а делал тех своими друзьями. Самыми верными его вассалами были семьи Мори, Симадзу и Тёсокабэ, земли которых он завоевал с оружием в руках.

Лесман А.Ю.
Дата: 17.02.2007

Статьи по психологии

This entry was posted in Моё, Остановка мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>