Процесс «Разделение прошлого и настоящего»

Процесс «Разделение прошлого и настоящего» я придумал в самом начале своей психотерапевтической практики и на протяжении всех последующих лет достаточно активно использовал в индивидуальных консультациях и психотерапевтических группах.

Когда его использовать?

Достаточно часто во время психологической консультации, во время работы по запросу, связанному с трудностями в отношениях клиента с конкретным человеком (или людьми) на стадии исследования выясняется, что большая часть этих проблем связана с кем-то из прошлого – мамой, папой, учительницей, одноклассниками и т.д. И клиент, перенося не прожитый «негативный опыт» своего прошлого на реальные актуальные отношения, крайне их усложняет (прежде всего для самого себя).

В этом случае первым практическим шагом в работе над запросом является разделение прошлого и настоящего – возможность глядя на актуальные отношения настоящего видеть в них реальных людей и отдельно осознавать свои чувства, которые относятся совсем к другим людям и к другой ситуации.

Практика, описанная ниже, направлена на то, чтобы инициировать процесс этого разделения, который после можно закрепить подходящими домашними заданиями. А в дальнейшей работе над запросом уже сосредоточиться на завершении ситуации прошлого.

Прежде, чем я перейду непосредственно к описанию самого процесса, хочу отметить – процесс без предварительной исследовательской работы, по результатам которой у клиента появляется ясное осознание влияния своего прошлого на актуальные проблемы настоящего, совершенно бесполезен!

Описание процесса «Разделения прошлого и настоящего»

Клиент сидит на стуле. В нескольких метрах перед ним консультант ставит два пустых стула и просит клиента представить на одном из них реального человека из настоящего, с которым сейчас есть проблемы. На другой стул консультант просит посадить человека из прошлого, чувства по отношению к которому влияют на ситуацию и отравляют жизнь клиенту.

Допустимо, чтобы на стульях «сидели» не конкретные люди, а обобщённые «персонажи» (далее, людей «сидящих» на стульях, я буду называть «персонажами»). Например, если женщина из-за непростых отношений в детстве со своим отцом теперь от всех мужчин чувствует угрозу, то на первом стуле могут сидеть «мужчины», а на втором отец. При этом, желательно, чтобы отец был того возраста и той внешности, которую он имел в тот период жизни клиентки, когда происходила неприятная ситуация.

После того, как клиент разместит всех на соответствующих стульях, консультант предлагает разделить свои чувства к этим людям – снять часть эмоционального груза с «персонажа» настоящего и перенести его «персонажа» из прошлого. В результате клиент, смотря на обоих одновременно, должен прийти к «эмоциональному разделению» — к каждому из «персонажей» он испытывает разные реальные чувства. Идеальным будет, если у клиента возникнет чувство «несуразности» нахождения обоих людей рядом друг с другом.

Далее консультант становится сзади пустых стульев и, попросив клиента осознавать свои изменения, начинает медленно и плавно разводить их в разные стороны (так, как показано стрелками на рисунке). Клиенту следует осознавать процесс этого разделения – быть погружённым своим вниманием в него.

Графическое описание процесса «Разделение прошлого и настоящего»

Процесс завершается, когда между стульями образуется достаточно ощутимое пространство (1 – 2 метра). Тогда клиенту можно предложить запомнить это состояние. Так же уместным может быть предложение на дом: при общении разделять свои чувства к реальному актуальному партнёру по отношениям, и тому «персонажу», который находился на втором стуле.

Примечание

1. Процесс «Разделение прошлого и настоящего» во многом медитативный, поэтому я рекомендую не спешить и выделять достаточное для клиента время, чтобы прочувствовать те изменения, которые в нём происходят.

2. Имеет смысл на левом стуле относительно клиента размещать персонажа из прошлого, а на правом – из настоящего. Так клиенту будет легче прочувствовать разделение (по крайней мере, если этот процесс делается для клиента, который пишет слева направо).

3. Следует помнить, что это процесс не панацея, а лишь первый этап практической (трансформационной работы) и в будущем ещё предстоит приложить определённые усилия для того, чтобы «разгрести» ситуацию с «персонажем» из прошлого. А так же закрепить эффект разделённости «персонажей».

4. В своей практике я чаще всего этот процесс делал в конце первой встречи, которая полностью была посвящена исследованию проблемы клиента и в случае если подобная взаимосвязь (описанная вначале статьи) имела место быть. Кроме того, процесс, сделанный в конце встречи, позволяет плавно перейти к соответствующему домашнему заданию, обратной связи и завершению встречи.

Лесман А.Ю.
Дата: 25.05.2013

Другие интересные техники и процессы

This entry was posted in Моё, Психология.

5 комментариев: Процесс «Разделение прошлого и настоящего»

  1. Тайша говорит:

    Спасибо, интересная технология. Не знала о таком методе работы. А что за домашнее задание можно дать после такой работы?

    • Артём Лесман говорит:

      Можно предложить отслеживать свои чувства во взаимодействии и разделять их на те, что оносятся к реальному партнёру по общению и те, что относятся к другому человеку. Как бы делать этот же процесс, но уже самостоятельно "внутри себя".

  2. Ольга говорит:

    Спасибо! Очень интересная техника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>