Заметки на полях: невидимые границы в психотерапии

То, о чём планирую здесь рассказать, я  считаю вещами достаточно банальными. Однако написать это меня подтолкнули две короткие истории из реальной психотерапевтической практики.
 
История 1:
Первая встреча клиента и психотерапевта. Клиент оживлённо общается с психологом, активно жестикулирует, при этом руками прикасается к специалисту (видимо для клиента это привычный способ общения с людьми).
 
После первой встречи психолог отказывается от дальнейшей работы с клиентом, без объяснения причин. Для себя отказ мотивирует нарушением клиентом границ.
 
История 2:
Психолог принимает клиента у себя дома. У специалиста звонит телефон, он выходит из комнаты ответить на звонок. После телефонного разговора обнаруживает клиента у себя на кухне с чашкой чая и бутербродом.
 
После этого психолог отказывается от дальнейшей работы с клиентом, без объяснения причин. Внутренняя мотивация этого решения, опять же, нарушение клиентом границ.
 
 
Следует сказать, что эти истории рассказывал психотерапевт с многолетним опытом работы, преподаватель ВУЗа, ведущий различных обучающих программ и обладатель кучей сертификатов и т.д. И рассказывал для демонстрации того, как клиенты нарушают границы терапии.
 
Вопрос допустимости телефонных разговором психолога во время сессии сейчас рассматривать не буду, хотя отношение моё к этому крайне негативное. Как и не будем обсуждать работу психолога у себя дома. А поговорим о границах.
 
Невидимые границы = их отсутствие
 
От психологов часто можно услышать призыв к клиентам выражать свои чувства, желания, потребности во время терапии, поскольку психолог не может читать их мысли. Однако, судя по этим двум историям, некоторые специалисты забывают, что и клиенты не способны читать мысли психологов.
 
Как клиент может понять, что нарушает какие-то границы, если они существуют во время взаимодействия только в голове психолога и последний упорно отказывается их озвучить? А если границы не предъявлены, должен ли клиент нести ответственность за их «нарушение?
 
Лично я считаю, что пока граница не предъявлена напрямую – её по факту не существует. То есть она существует для психолога, но не представлена в терапевтических отношениях. А если границы не существует, то и не возможно её нарушение.
 
В обоих историях психологи почувствовали дискомфорт в связи с поведением клиента, но по каким-то причинам решили об этом клиенту не сообщать. Хотя, скорее всего, в обоих случаях ситуации могли быть разрешены в нескольких фразах – достаточно было спокойно договориться с клиентами о том, что делать можно, а что делать не следует.
 
Если после этого клиенты нарушают эти договорённости, тогда можно говорить о нарушении границ, но не раньше.
 
Другой пример на эту тему, который многие мои коллеги расценивают как нарушение границ, это личные вопросы клиентов: «сколько вам лет?», «вы замужем/женаты?», «есть ли у вас дети?». Как и в предыдущих историях, если ни каких договорённостей на этот счёт не установлено, то о нарушениях границ речи идти не может.
 
Клиенты, в подавляющем большинстве, люди адекватные и не стремятся причинить вреда специалисту. Чаще всего они просто не знают, что допустимо, а что нет во взаимодействии с конкретным психологом.
 
This entry was posted in Заметки на полях, Психология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>