Заметки на полях: о договорённостях постфактум

Продолжаю свои размышления о правилах и границах во время психотерапии. Сейчас хочу написать о временной распространённости договорённостей.
 
Представьте, что вы заключаете с банком договор ипотеки, в котором обговариваются штрафные санкции на случай несвоевременных или недостаточных выплат. Вы ставите свою подпись на соответствующих бумагах и банк вам объявляет, что поскольку за прошлые месяцы (ещё до заключения договора) вы не производили выплат по кредиту, с вас причитается существенная неустойка.
 
Согласитесь, ситуация бредовая. И вы, конечно, не будете ничего платить. Однако, я знаю истории, когда психологи после пропуска клиентом консультации, в ситуации отсутствия предварительных договорённостей на эту тему, звонили ему и настаивали на оплате пропущенной встречи.
 
Я убеждён, что действие правила должно распространяться на события, которые произошли после его согласования. Это логично: сначала заключение договорённости и только потом её соблюдение.
 
Лично я стараюсь не перегружать первую консультацию большим числом договорённостей и часто вопрос опозданий и пропущенных встреч не поднимаю. А это значит, что если клиент не приходит на вторую встречу (как, впрочем, и на первую) или приходит с опозданием, я не имею никакого права с него что-либо требовать. И поскольку я стремлюсь вводить правила по необходимости, то обсуждать пропуски и опоздания мы будем после первого прецедента. И распространяться достигнутые договорённости будут только на наше будущее взаимодействие.
 
Из всего вышесказанного есть исключения – иногда прошедшие события, требующие логического завершения, можно урегулировать отдельными договорённостями. Так, например, клиент опоздал на встречу и чувствует себя виноватым перед консультантом. Тогда для того, чтобы эти его чувства не мешали процессу консультирования, может быть заключена какая-то договорённость, после которой клиент почувствует освобождение от чувства вины.
 
А что, если клиент опоздал на консультацию и чувствует себя отлично, однако у психолога много по этому поводу чувств? Лично я считаю, что в этой ситуации – это исключительно проблема консультанта. Поскольку он отвечает за процесс консультирования и, если не было заключено предварительных договорённостей по поводу ситуации, на тему которой у него много чувств – это его просчёт и его ответственность. И, поэтому, некорректно не только что-то требовать от клиента в связи с задетыми чувствами психолога, но и поднимать разговор о заключении каких либо договорённостей о прошлых событиях.
 
This entry was posted in Заметки на полях, Психология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>