Заметки на полях: об увлечённости «инструментальным подходом»

Сегодня хочу написать о таком явления в психологии, которое я называю «инструментальный подход». Заключается он в большом (на мой взгляд избыточном) внимании к техникам, приёмам, заходам во время психологической консультации в ущерб внутреннему содержанию. Многие начинающие психологи  стремятся в первую очередь овладеть какими-то психологическими техниками, но, как правило, с опытом понимают: это отнюдь не самое важное в психотерапии.
 
Однако, как я узнал недавно, «инструментальным подходом» «болеют» не только начинающие психологи, но так же его можно встретить в учебной литературе, написанной опытными практиками – такой, например, является книга Алёшиной «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», которую мне приходится читать в связи с учёбой в ВШП.
 
Если вы будете читать эту книгу, то в первой её части встретите описание большого разнообразия различных техник установления контакта с клиентом: «кивание головой», «контакт глаз», «подстройка позы», «слова угу и ага» и т.д. Однако вы не встретите ни одной мысли о том, что психологу хорошо бы действительно интересоваться тем, что рассказывает клиент.
 
У людей есть такая вещь, которую можно назвать «ресурс внимания», важным свойством которого является его ограниченность. И для практикующего психолога крайне важно этот ресурс в работе грамотно распределять. В частности ограниченность этого ресурса означает, что если психолог большую часть внимания уделяет специальным техникам «внимательного слушания», то на само восприятие информации от клиента внимания может уже не хватить. Не говоря уже о невербальной информации клиента, собственных чувствах и самоощущениях психолога, наблюдение за процессом консультации и его осмысление, выстраивание гипотез, проведение терапевтического воздействия и т.д.
 
Другими словами концентрация внимания на «инструментальном подходе» приводит к тому, что остальные потенциально важные точки внимания оказывается им (вниманием) обделёнными.
 
Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что я предлагаю не использовать различные техники в процессе психологического консультирования. Но это не так, я хочу сказать, что необходимость в техниках, которые показывают «активное слушание», отпадает, когда вы действительно интересуетесь тем, что говорит человек, когда вам важно разобраться в том, что он рассказывает. Тогда вы сами непроизвольно будете идеально выполнять все перечисленные техники и для этого не придётся прилагать ни внимания, ни каких либо усилий.
 
Большая часть психологических техник появились в результате наблюдения за поведением людей, которые действительно слушают, сопереживают, поддерживают, пытаются разобраться и помочь другому человеку. Но приведёт ли простое повторения психологом этих техник во время консультирования к соответствующим внутренним переживаниям? Я думаю, что в большинстве случаев нет.
 
И если бы я писал книгу для начинающих психологов, то определённо решающее внимание уделил важности для психолога поиска внутренней мотивации слушать и слышать клиента, а не симулировать этот процесс набором специальных приёмов.
 
This entry was posted in Заметки на полях, Психология.

2 комментария: Заметки на полях: об увлечённости «инструментальным подходом»

  1. Анна К. говорит:

    О, Артём, теперь я поняла от чего у меня такие неприятные ощущения, когда читаю книгу Алёшиной. По этой книге складывается какое-то вульгарное представление о работе психолога-психотерапевта, и мне совсем не нравится это представление. 

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>