Заметки на полях: мысли о групповой терапии

 
Решил их записывать веером, не структурируя, и что-то выкладывать. В первую очередь для себя, чтобы в дальнейшем можно было найти все эти записи. Публикую для того, чтобы может кому-нибудь тоже пригодилось – я был бы рад этому.
 
О чём думал сегодня:
 
1. Групповая тема. У каждой группы которую я вёл была своя групповая тема: у тренингов, обучающих семинаров, терапевтических групп и т.д. У тех групп, в которых я был в роли участника мне не хватало рефлексии, чтобы эту тему уловить. Вообще я убеждён, что такая тема возникает у любой группы людей, собравшихся на какой-то промежуток времени. Тема эта теснейшим образом связана с общим групповым процессом и во многом является его источником.
 
В каждой группе своя уникальная тема. Иногда в разных группах они могут быть схожими, но они всегда уникально разные – как разными являются два человека. Примеры групповых тем: страх, любопытство, азарт, смерть, боль, утрата и т.д.
 
Эта тема – своего рода ядро группы. И для того, чтобы терапия была эффективной, группа развивалась и приносила результаты всем её участникам – необходимо эту тему держать во внимании и с ней работать. Это требование справедливо для терапевтических групп и совсем не обязательно для тренингов, однодневных семинаров.
 
Игнорирование групповой темы приводит к застою в работе группы. А терапевтическая работа происходит на «формальном» уровне – работа вроде бы есть, результата практически нет.
 
Групповая тема – источник сопротивления и ресурс к изменению (одновременно).
 
2. Ко-терапия. Крайне предпочтительно чтобы группу вели два терапевта: мужчина и женщина; экстраверт и интроверт. При этом не важно кто из пары экстраверт, а кто интроверт.
 
Мужчина и женщина в паре могут работать практически с любой психологической темой, возникающей на группе. Так в случае «женских» тем – мужчина терапевт отходит на второй план и поддерживает работу. Тоже самое делает женщина терапевт в случае «мужских» тем.
 
Деление на экстраверта и интроверта полезно тем, что на группе важны два аспекта – работа с групповой динамикой и индивидуальная работа с участниками. Экстраверт природно хорош в работе с группой – он её чувствует, он понимает что происходит, ему легче взаимодействовать с участниками как с группой. Интроверт хорошо чувствует отдельных участников, способен точечно концентрироваться на их процессах, вникать в их суть и направлять их.
 
3. Терапевтическая пара. Отношения терапевтической пары во многом напоминают мужско-женские отношения – отношения равных партнёров. Только разворачиваются они не в личной плоскости, а в профессиональной.
 
Терапевтическая пара так же, как и пара мужско-женская проходит в своих отношениях определённые этапы, кризисы, сложности. Так же приходится о многом договариваться. Сориться и мириться.
 
Когда в обычной мужско-женской паре происходят конфликты – они могут длиться годами, десятилетиями. Длительное время могут существовать непроявленные конфликты. И по большому счёту этот конфликт касается конкретного мужчины и конкретной женщины.
 
С терапевтической парой ситуация обстоит сложнее. Любой конфликт, любые непроявленные отношения вылезают на группе, вторгаются в динамику, затрудняют работу или вообще её блокируют. Кроме того у терапевтической пары нет нескольких лет на решение конфликтов, особенно во время работающей группы.
 
В этом плане ответственность терапевтической пары расширяется, поскольку за все сложности в отношениях друг с другом расплачиваться приходится группе. В обучении и тренингах – ситуация, по моему опыту, проще.
 
4. Движение процесса. Процесс терапевтической группы развивается особым, уникальным способом. Если в тренинге или обучении перед ведущими стоит определённый план, которому они плюс-минус следуют, то на терапевтической группе такого плана практически никогда не стоит и ведущие, с одной стороны организуют процесс, но с другой чувствительны к процессам группы и следуют за ним. Иногда это воспринимается так, как будто ведущие не контролируют процесс – однако, в действительности это не так. Это контроль другого уровня (более сложный) – сочетание ведения с одной стороны и доверия процессу – с другой.
 
5. Границы и правила. Важный элемент любой терапевтической группы. Границы и правила должны быть озвучены ещё на «берегу», до начала «погружения» в работу. И эти правила должны быть добровольно приняты всеми участниками группы.
 
Как правило во время обозначения границ и правил в группе возникает особое напряжение, которое, по моему глубокому убеждению, важно выдерживать. Если его не выдержать, правила не будут приняты, что в дальнейшем выльется в сложностях с границами, низким уровнем доверия участниками и поверхностной работой.
 
Если напряжение выдержать, то в дальнейшем его можно использовать как ресурс для работы.
 
6. Завершение процессов. Крайне не желательно оставлять какие-то процессы на группе без их логического завершения. Хотя бы без того, чтобы обозначить их и, как мы выражаемся, поставить «запятую». Множество начатых и не завершённых процессов растаскивают группу в разные стороны, блокирую работу.
 
Так же важно, если между участниками идёт какой-то активный процесс сначала поработать с ним, прийти к логическому завершению, а уже потом приступать к работе индивидуальной.  Поскольку два таких параллельных процесса будут мешать друг другу.
 
7. Групповое сопротивление. Когда группа упирается в какую-то острую тему (групповую тему) часто хочет с неё соскочить. Проявляться это может как в агрессии к ведущим (скрытой или открытой), в стремлении побыстрее что-то сделать, в попытках заболтать, засмеять, замолчать (в зависимости от группы) и т.д. Для ведущих в этот момент важно не присоединяться к групповому сопротивлению. Его рефлектировать, предъявлять, выдерживать. И в зависимости от ситуации что-то с ним делать.
 
This entry was posted in Заметки на полях, Психология.

2 комментария: Заметки на полях: мысли о групповой терапии

  1. Любовь говорит:

    Класс! Стало еще интереснее :)

    Теперь уже с большим нетерпением буду ждать начала курса.

    • Артём Лесман говорит:

      Наверное, поднятие заинтересованности, это тоже один из мотивов, почему я решил писать свои мысли публично. :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>